Операция бертрам: Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»

Содержание

Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»

олег белов

Наследие
06 июня 2020


Под общим командованием американского генерала Дуайта Эйзенхауэра 6 июня 1944 года войска союзников численностью 2 миллиона 876 тысяч человек начали высадку в Нормандии на береговом участке Шербур-Кан. Операцией, названной «Оверлорд», был открыт второй фронт в Европе. Высадка войск продолжалась до 21 июня. К концу июня удалось расширить плацдарм до 100 км в ширину и 20-40 км в глубину. Дата начала десантирования вошла в историю как День «Д».

Высадка войск американской 1-й пехотной дивизии. Пляж «Омаха». Утро 6 июня 1944 года / Фото: Public Domain


Весной 1944 года в южной части Англии было сосредоточено более двух миллионов солдат – 39 дивизий, из них 20 американских, 14 британских, 3 канадских, одна польская и одна французская. Кроме того, здесь находились части из Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Бельгии, Норвегии, Голландии, Чехословакии, Родезии, Дании и Индии. Все они были готовы к десантированию, однако день операции несколько раз откладывали.

Река Эльба – рубеж зон влияния, определенный Сталиным и Черчиллем. Рукопожатие союзников


Три четверти сухопутных армий союзников являлись американскими, и потому Верховным главнокомандующим операции был назначен техасец, генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр, его заместителем – шотландец, маршал авиации сэр Артур Теддер. Командование объединенными сухопутными силами англичан и американцев было поручено британскому генералу Бернарду Монтгомери. В состав Верховного главнокомандования также вошли командующий морской операцией «Нептун», британский адмирал сэр Бертрам Рамсей и главный маршал авиации Великобритании сэр Траффорд Ли-Мэллори. 


Операция началась в ночь на 6 июня. Десантирование проводилось в два этапа. Первый — воздушно-десантная атака по выброске 24 тысяч британских, американских, канадских и французских парашютистов после полуночи. Второй этап — морской десант, который начался в 6.30 утра. Уже к концу «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено на побережье Нормандии 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и танковая бригада, общей численностью 156 000 солдат.


Высадка проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль, который был разделен на 5 основных секторов вторжения. Сопротивление немцев на высадку морского десанта по всему нормандскому побережью было плохо организованным. Кроме того, в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации, а также из-за диверсионных акций французского сопротивления и отрядов британских коммандос, войска вермахта уже на стадии выдвижения резервов на рубежи несли большие потери. Немцы предпринимали вялые попытки, но не смогли сбросить десант в море.


Из 156 тысяч десантировавшихся в День «Д» больше всего, 73 000 человек, было американцев: 58 500 — морской десант и 15 500 — воздушный. На британский и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих, из них 61 715 — британцы.





Пляж «Юта». Фото: Public Domain


Операция развивалась успешно, серьезного сопротивления, угрожающего провалом высадке, немцам оказать не удалось. К исходу дня 12 июня союзникам удалось захватить плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 10-12 км в глубину. На французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов. Высадка войск союзников продолжалась до 21 июня с одновременным расширением плацдарма и наступлением вглубь французской территории. 29 июня союзники овладели городом Шербур.


Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. В ней участвовало 19 дивизий США, численностью по 14 тысяч военнослужащих каждая, 16 англо-канадских дивизий по 18 тысяч человек. К операции было привлечено 11 тысяч боевых и более 2300 транспортных самолетов, 6 линкоров, 22 крейсера, 93 эсминца, 255 минных тральщиков, свыше 6 тысяч транспортных и десантных судов.


Открытие второго фронта было высоко оценено в Советском Союзе, так как оттянуло значительные силы немецко-фашистских войск, хотя для Гитлера до конца войны основным фронтом оставался восточный. Главнокомандующий Военно-Морскими силами союзников на европейском театре военных действий адмирал Бертрам Рамсей за эту операцию был награжден советским орденом Ушакова 1-йстепени.


Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.


Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс. Дзен».

#Великая Отечественная война
#Вторая мировая война
#история
#союзники

Материалы рубрики

03 ноября, 15:25

Несостоявшийся запрет. Кто позировал для скульптуры Св. Варвары Владимира Беклемишева?

03 ноября, 13:43

Ремонт под залог. Как работают часы-куранты Петропавловского собора

03 ноября, 13:39

Стена с сюрпризом. История дома с башней у Измайловского моста

03 ноября, 13:25

Восстание в свете и звуке. Как появилась световая карта Октябрьского вооруженного восстания

02 ноября, 14:45

Стальные магистрали. Как создавалась рельсовая история Российской империи

Комментарии

Загрузка…

Новости партнеров

Рэмси Бертрам Хоум





1883-1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ



Рэмси (Ramsay) Бертрам Хоум (20. 1.1883, Лондон -2.1.1945, близ
Тоуссусле-Нобле), британский военно-морской деятель, рыцарь (1940), адмирал
(1942). Сын офицера. Морскую подготовку прошел на учебном корабле «Британика».
Отличился во время военных действий в Сомали (1902-03) и был произведен в
лейтенанты. Позже занимал пост военно-морского адъютанта короля Георга V. В 1935
назначен начальником штаба Хоумфлита. В 1938 вышел в отставку в чине
контр-адмирала. После начала 2-й мировой войны вернулся на службу и в 1940
назначен командиром Дуврского порта. Руководил организацией эвакуации
англо-французских войск из Дюнкерка (май-июнь 1940). Заслужил авторитет эксперта
по проведению крупномасштабных десантных операций. В 1942 назначен командующим
морскими силами вторжения в Европе, но в июле 1942 переведен на пост
командующего десантами в Алжире (начали осуществляться начиная с 8.11.1942).
Находившиеся под его командованием силы принимали участие в операции «Торч». В
июле 1943 командовал Восточной ударной морской группой во время операции по
захвату Сицилии (в его подчинении было 795 кораблей и 713 десантных судов). В
дек. 1943 при подготовке операции «Оверлорд» назначен главнокомандующим
задействованными в ней ВМС. В ходе начавшейся 6.6.1944 высадки союзников в
Нормандии Р. удалось организовать успешное десантирование почти 1 млн солдат,
большого количества военной техники и снаряжения. Для этого Р. использовал 2730
кораблей. Затем Р. поручена подготовка десанта на остров Вальштрен и переданы
под его командование порты в Северной Франции. Самолет, на котором Р. вылетел в
Брюссель на встречу с фельдмаршалом Б. Монтгомери, потерпел катастрофу и все
пассажиры погибли. Погребен в Сен-Жермен-ан-Ле.




Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники СССР. М.,
2004


Далее читайте:



Исторические лица Англии (Великобритании)  (биографический указатель).





Англия в XX веке  (хронологическая
таблица).





Вторая
мировая война 1939-1945 гг.
(хронологическая таблица).





Сокращения
(в том числе краткая расшифровка аббревиатур).





 

 


 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Операция Бертрам

Операция Бертрам

Операция «Бертрам» (1942 г. ) была тактическим элементом плана обмана во втором сражении при Эль-Аламейне и была направлена ​​на то, чтобы убедить немцев в том, что наступление начнется не раньше ноября и что главный удар будет нанесен на южной оконечности линии фронта.

Кампания в Северной Африке,
1940-1942

Операцией «Бертрам» руководил подполковник Чарльз Ричардсон, недавно прибывший член штаба планирования Восьмой армии. Ричардсону было дано две задачи: во-первых, скрыть наращивание сил на северной части линии Аламейн и помочь убедить Роммеля в том, что главный удар будет нанесен с юга, а во-вторых, убедить Роммеля в том, что атака не начнется почти до ноября. через две недели после настоящего «Дня Д» 23 октября. Работу выполнял отдел ближневосточной маскировки под командованием майора Джеффри Баркаса. Ранее в том же году он выполнял аналогичную роль для генерала Окинлека (операция «Страж»), но Бертрам должен был быть в гораздо большем масштабе. Баркас был проинформирован о плане начальником штаба Монтгомери де Генганом 17 сентября и предложил создать две фиктивные бронетанковые бригады на южном фронте. Монтгомери понравилась эта идея, но он хотел, чтобы она была в большем масштабе, и приказал им создать целый фальшивый бронекорпус.

Таким образом, операция

«Бертрам» должна была достичь нескольких разных целей. Он должен был скрыть массивное британское наращивание на севере, создать впечатление большего наращивания на юге и указать, что подготовка была на две недели меньше, чем в действительности.

Самая сложная часть плана заключалась в том, чтобы скрыть массивное наращивание на севере. Две бронетанковые дивизии X корпуса должны были переместиться в район сбора под кодовым названием Мартелло в Эль-Имайид, примерно в двадцати милях к востоку от линии фронта. Полевые орудия должны были собраться у Каннибала-1, в пяти милях к востоку от линии фронта, а затем двинуться дальше на запад к Каннибалу-2 незадолго до начала атаки. Ряд подъездных путей необходимо было проложить бульдозерами от фронта до Мартелло.

Проблема с подъездными путями была решена путем их прокладки короткими участками, которые явно не вели от Мартелло к фронту. Промежутки были заполнены незадолго до «Дня Д».

На севере пришлось спрятать огромное количество запасов — 3000 тонн только на станции Эль-Аламейн (600 тонн припасов, 2000 тонн бензина и 420 тонн технических средств) и еще 3000 тонн в пятнадцати милях к востоку (опять же на Эль Имайид). Чтобы спрятать эти припасы, был использован ряд хитроумных планов. Большая часть бензина была спрятана в существующих траншеях, из которых со временем было выкопано около 100 секций. Каждая траншея была выложена стеной из канистр с бензином шириной в один бак в темное время суток, что сделало их немного уже. Эта разница не была видна с воздуха.

Еда была спрятана на равнине. Каждую ночь грузовики с припасами привозили на склады припасов. Еда была сложена, а затем накрыта такой же камуфляжной сеткой, в которой прятались трое в грузовиках. Больше еды можно было спрятать под бахромой сетки или в солдатских палатках. С воздуха это выглядело как стандартный парк грузовиков, и иллюзия была дополнена размещением на свалке подразделения солдат, которые управляли транспортными средствами и поддерживали их в рабочем состоянии.

25-фунтовые полевые орудия были спрятаны аналогичным образом – их передки были подогнаны к орудиям, а объединенные части затем были прикрыты брезентовым муляжом грузовика. Колеса от орудий и передков дополняли иллюзию. Перемещение с «Каннибала-1» на «Каннибала-2» было осуществлено за одну ночь, и к рассвету укрытие вернулось на место.

Зона Мартелло была заполнена грузовиками (фиктивными и настоящими) как можно быстрее. По мере прибытия каждый танк заменял один из этих грузовиков и скрывался под «солнцезащитным козырьком» — брезентовым навесом, который с воздуха выглядел как грузовик. Немцы неизбежно заметят эту большую сборочную площадку, но не увидят никакой активности и, надеюсь, отмахнутся от нее как от довольно бездействующей парковки грузовиков.

Около 400 макетов танков М3 «Грант» и 1750 макетов машин и орудий должны были быть построены для ложного наращивания на юге. Этому способствовало создание двух высоких фальшивых свалок к востоку от фальшивого водопровода (см. ниже). Был также один двойной блеф. 15 октября к востоку от впадины Мунасиб была установлена ​​​​группа фиктивных артиллерийских батарей. Через несколько дней камуфляж был снят, чтобы было ясно, что это муляжи оружия. Немцы заметили эту оплошность, но затем муляжи орудий заменили настоящими. В ходе боя в эту ловушку попала одна немецкая бронеколонна.

Самой известной попыткой ввести немцев в заблуждение относительно сроков было сооружение фиктивного водопровода, идущего на юг от Эль-Имайида по прибрежной железной дороге через фронт, а затем поворачивающего на юго-запад, чтобы направиться к возможной исходной точке атаки. в этом районе в Самакет Габалла. Темп прогресса будет установлен таким образом, чтобы трубопровод был завершен через десять дней после дня «Д». Немцы могли бы следить за ходом работ, видеть работу над рядом фиктивных насосных станций, и по этому понять, когда трубопровод будет завершен. Работа над новым газопроводом началась 26 сентября. Это было очень простое упражнение. Небольшой участок фальшивого трубопровода был сделан из раздавленных канистр из-под бензина. В первую же ночь был вырыт участок траншеи, а рядом с ней уложен фальштрубопровод. Каждую ночь после этого засыпали существующую траншею, выкапывали новый участок и перемещали вдоль него фальшивую трубу. По трассе газопровода построены три макетные насосные станции.

Операция

«Бертрам» также прикрывала последнее наступление британской бронетехники за несколько дней до битвы. Первый переход из полигона в плацдарм на юге был осуществлен днем, в надежде, что немцы это заметят и воспримут как доказательство атаки в этом районе. Затем танки двинулись в Мартелло в ночь с 20 на 21 октября (D-3) и к рассвету были спрятаны под солнцезащитными экранами. Затем на исходном плацдарме были установлены фиктивные танки в надежде, что немцы поверят, что броня все еще находится где-то в тылу. Затем из пустого плацдарма действовала группа беспроводного обмана, в очередной попытке заставить немцев догадываться.

В начале битвы за северной оконечностью линии Оси была организована фиктивная высадка морского десанта. Это включало звуковой обман с записью звуков боя, воспроизводимых из громкоговорителей на моторных торпедных катерах. Угроза высадки морского десанта была реальной, и это, по-видимому, отвлекло высшее командование Оси в начале битвы, усугубив неразбериху, вызванную артиллерийским обстрелом, отсутствием Роммеля и смертью его заместителя генерала Штумме. сердечного приступа прямо в начале боя.

Трудно сказать, насколько обманулись немцы. Роммель отсутствовал в армии, выздоравливая от болезни, в течение всего октября и не присоединялся к своей армии до 25 октября, через два дня после начала битвы, что позволяет предположить, что немцы не ожидали нападения в конце октября. Вдобавок бронетехника Роммеля была разделена пополам: одна немецкая и одна итальянская бронетанковые дивизии на севере и столько же на юге. Это было необычно для Роммеля, который предпочитал массировать свою броню, и снова предполагает, что высшее командование Оси не знало, откуда исходит атака союзников.

Операция

«Бертрам» и родственная ей операция «Лечение», возглавляемая разведкой, были первыми из серии все более тщательно разработанных планов обмана союзников. Подобные операции были проведены, чтобы скрыть вторжение на Сицилию и, что наиболее известно, попытаться помешать немцам быстро отреагировать после дня «Д» (операция «Стойкость»).

Домашняя страница Второй мировой войны | Тематический указатель Второй мировой войны | Книги о Второй мировой войне | Ссылки Второй мировой войны | День за днем ​​

Как цитировать эту статью:
Рикард, Дж. (21 апреля 2017 г.), Operation Bertram , http://www.historyofwar.org/articles/operation_bertram.html


Дезинформация 1942 года: Операция Бертрам — Бульвар Безопасности

Сеть блоггеров по безопасности

Дави Оттенхаймер, 15 сентября 2022 г.

Первая битва при Эль-Аламейне в июле 1942 года стала чистой победой британских войск над переутомленными, истощенными и плохо организованными нацистскими захватчиками.

Нацисты были настолько уверены в своем движении вперед, настолько нереалистично оценивали свое положение, что Муссолини полетел в Африку, ожидая победного шествия, всего за несколько дней до того, как атаки Роммеля были разбиты.

Доступны спонсоры

Введите генерала Монтгомери, который принял командование 8-й армией 13 августа, назначение, напоминающее генерала сэра Эдмунда Алленби, вступившего в бой в 1917 году.

Обман явно снова был на столе. Это была игра, в которую Алленби классно играл во время Первой мировой войны, чтобы быстро разгромить османов, и Монтгомери собирался повторить.

6 октября Монтгомери принял план, чтобы обмануть немцев, используя специальные тактические процедуры, называемые операцией «Бертрам», для ночного наступления 23 октября.

В 1917 году британцы использовали обман, чтобы создать впечатление, что атаки будут идти с запада, а смещаются на восток.

В 1942 году они создали Бертрама, чтобы создать впечатление, что их наступление будет идти с юга, но также и то, что оно будет отложено до ноября. В производство пошло несколько компонентов обмана.

Во-первых, нужно было скрыть массу фактических британских приготовлений, таких как обширные материалы на севере.

Во-вторых, все приготовления должны были появиться намного медленнее, чем на самом деле, на несколько недель.

В-третьих, фикция британских приготовлений к атаке с юга должна была быть убедительной.

В-четвертых, фактическая атака на севере также имела компоненты, отвлекающие и дезориентирующие немцев.

Из этих четырех наиболее сложными, вероятно, были процедуры по сокрытию реального оборудования и людей на севере. Механизированные пути на тысячи тонн пришлось стирать, стопки припасов нужно было минимизировать.

«Макеты грузовиков» (раскрашенный холст) широко использовались для ночного прикрытия орудий и танков, чтобы они были невидимы для самолетов на рассвете. Многие настоящие грузовики были поставлены заранее, чтобы их можно было заменить муляжами, например, чтобы скрыть прибытие танков.

Вода, конечно же, необходима для любого обрыва в пустыне, как хорошо продемонстрировала тактика дезинформации Беэр-Шевы времен Первой мировой войны.

Вымышленный пусковой пункт штурма на юге стал целью для фальшивого водопровода. Поддельная линия была очень открыто построена с использованием согласованной временной шкалы, предназначенной для привлечения внимания немцев. Была надежда, что нацисты воспользуются рабочим статусом, чтобы оценить вымышленное нападение с юга в ноябре.

Умная эффективность фальшивого трубопровода заключалась в том, что он снова и снова повторно использовал небольшую часть реквизита (вышедших из употребления банок). В сентябре рядом с материалами была вырыта траншея, затем траншея снова была засыпана, что на следующий день выглядело завершенным. Операция медленно двигалась к цели, указывая на прогресс, без какой-либо трубы.

Еще одна открытая процедура британцев — перекатывание танков днем. Ночью эти танки снова двинулись вперед и были скрыты, но их последние позиции были заняты фиктивными танками в сочетании с радиосигналами, чтобы убедить немцев в более медленном продвижении.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *