Лариса ломиашвили моделирование зубов: Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

 

 

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

 

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

 

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

 

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

 Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

 

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Источник: dentalmagazine.ru

Принципы модульного восстановления зубов | Навчальний центр «Аполлонія»

Принципы модульного восстановления зубов

Авторы:

Лариса Ломиашвили
Сергей Михайловский,
Дмитрий Погадаев

Омский государственный
медицинский университет
(г. Омск, Российская Федерация)

Практическое моделирование зуба предполагает соблюдение определенной последовательности построения. Изложенный в данной статье принцип модульных технологий, т.е. заполнения свободного пространства миниатюрными модулями-одонтомерами, позволяет прогнозируемо выполнять построение и получать функциональную реставрацию.

Процесс заполнения пространства, а это касается любой области творчества, предполагает последовательное исполнение определенных этапов с учетом общих закономерностей и правил построения объектов. При строительстве зданий, создании рисунков, ваянии скульптур мастер руководствуется определенным алгоритмом действий. Необходимо создать гармоничное сочетание различных морфологических элементов системы с целью достижения достойного конечного результата, функциональной конструкции.

Так и врач-стоматолог на клиническом приеме должен четко соблюдать последовательность построения вновь возникающих тканей. Разработанный нами и внедренный в практику принцип модульных технологий сводится к тому, что уже на первых этапах заполнения свободного пространства оператор выкладывает миниатюрные модули-одонтомеры, стремящиеся к фиссуре I порядка. Осуществляется моделирование зуба изнутри, при этом маленький модуль-клык является как бы центром, при добавлении к которому небольшой порции пломбировочной массы он каждый раз увеличивается в размере, постепенно приближаясь к правильным окончательным формам. Заполнение пространства идет обдуманно. Это не просто восстановление дефекта твердых тканей зуба квадратиками либо треугольниками. Каждая последующая порция мате- риала определенным образом повторяет форму предыдущего слоя. При этом объем клыка-одонтомера постепенно увеличивается. Может измениться цвет композита (оттенки дентина, эмали), может измениться материал (макрофил, микро- гибрид, нанокомпозит), но форма модуля-клыка останется. Из нескольких клыков, находящихся в определенной позиции друг к другу и стремящихся к фиссуре І порядка, образуется в итоге вся коронковая часть зуба. Здесь, как в любой области творчества, следует создать гармоничное сочетание различных морфологических элементов системы с целью достижения достойного конечного результата, функциональной конструкции.

Нами предложена матрица, модель по формообразованию коронковой части зубов. Положи- тельные моменты этой технологии заключаются в том, что у оператора всегда есть возможность корректировать свои действия. При неудовлетворенности цветом или формой восстанавливаемой конструкции последующий слой может всегда откорректировать недостатки предыдущего этапа. Ведь главное — это конечный результат! А это прежде всего правильность вновь созданных форм, их близость к естественным тканям.

Практическое моделирование можно осуществлять, учитывая закономерности в формообразовании зубов на основе единого модуля (клыка). При этом необходимо максимально приблизиться к природе, то есть тщательно изучить особенности индивидуума, воссоздать конструкцию, близкую по форме и цвету к естественным тканям, не нарушив при этом биомеханику зубочелюстной системы. Клык в данном случае является модулем (от латинского modulus — ме- ра) и служит единицей измерения для придания соразмерности зубу в целом и его частям. Он выступает в роли особо важного коэффициента, фрактальной единицы для построения более сложных систем. Используя форму клыка или часть его элементов и применяя различные алгоритмы построения, можно получать разнообразные количественные и качественные вариации форм зубов.

Предлагаем исполнять определенный алгоритм построения коронковой части зуба на основе модульных технологий. Положив в основу конструирования модульные технологии, проводим восстановление зуба с учетом моделирования клыков-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Анализируя результаты использования авторской методики эстетического моделирования (совокупности определенных правил, приемов, способов) в учебном процессе на разных уровнях (курсах), мы отмечаем стремление студентов к самостоятельной работе, к познавательной деятельности через развитие принципа «не могу не делать».

Эстетическое моделирование с использованием авторского метода — это инновационная технология обучения. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Главное назначение метода заключается в получении достоверного знания. Отсюда основные его характеристики: надежность, достоверность, новизна, репрезентативность и др.

Иллюстрацию авторской методики начинаем с примера моделирования коронковой части первого моляра верхней челюсти.

Моделирование коронковой части первого моляра верхней челюсти

Моделирование коронковой части первого моляра нижней челюсти