Мордвинцева: Мордвинцева Валентина Ивановна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Мордвинцева Валентина Ивановна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Доцент:Факультет гуманитарных наук / Институт классического Востока и античности / Центр античной и восточной археологии
  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
  • Научно-педагогический стаж: 2 года.

Полномочия / обязанности

Археологические экспедиции Центра античной и восточной археологии, исследовательская и преподавательская деятельность

Образование, учёные степени

  • 1996

    Кандидат исторических наук

  • 1990

    Специалитет: Волгоградский государственный университет, специальность «История», квалификация «историк, преподаватель истории и обществоведения»

Профессиональные интересы

Археология Северного ПричерноморьяКультурно-исторические процессыискусство Древнего мираДревние кочевники Евразии

03.09.00 Всеобщая история03.41.00 Археология

Достижения и поощрения

  • Лучший преподаватель – 2021
  • Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2019-2021)

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

1

Федотов Р. О. Сирийские заклинательные тексты XVIII-XX вв: исторический и социальный контекст (aспирантура: 1-й год обучения)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

  • Introduction to Archaelogy (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление «46.03.01. История», направление «45.03.01. Филология»; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

  • Introduction to Archaelogy (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
  • Изобразительные источники и их информационный потенциал (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Научно-исследовательский семинар «Методология исследовательской работы в археологии» (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

  • Archaeology (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление «45.03.01. Филология», направление «46.03.01. История»; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

  • Введение в археологию (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Звериный стиль кочевников Евразии (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус

Учебные курсы (2019/2020 уч.

год)

  • Археология евразийских степей: железный век и раннее средневековье (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Введение в археологию (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
  • Взлеты и падения элит: археология социального статуса (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
  • Древние клады и их историческое значение (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
  • Научно-исследовательский семинар «Методология исследовательской работы в археологии» (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Публикации

49

  • Статья Лысенко А. В., Мордвинцева В. И. Вторая передвижная гиря от римских «быстрых» весов из святилища Эклизи-Бурун (Горный Крым) // Вестник древней истории. 2021. Т. 81. № 4. С. 938-959. doi

  • Статья Лысенко А. В., Мордвинцева В. И. , Антипенко А. В., Смекалова Т. Н., Леонов Л. Л. Рентгенофлуоресцентное картирование элементного состава и технология изготовления римской фигурной гири из святилища Эклизи-Бурун в Горном Крыму // Российские нанотехнологии. 2021. Т. 16. № 5. С. 625-634. doi

  • Статья Корженков А. М., Мордвинцева В. И., Овсюченко А. Н., Стрельников А. А., Ларьков А. С. Сейсмические деформации на археологических памятниках, в отложениях и рельефе горы Опук, Крым // Вопросы инженерной сейсмологии. 2021. Т. 48. № 2. С. 62-103. doi

  • Статья Мордвинцева В. И. Сетевые связи варварских элит Волго-Донского региона (III в. до н.э.— III в. н.э.) // Мультидисциплинарные исследования в археологии. 2021. № 2. С. 3-59.

  • Глава книги Mordvintseva V. ‚Iraner‘ und ‚Sarmaten‘ in der Weltsicht Michael Rostovtzeffs., in: Ethnic Constructs, Royal Dynasties and Historical Geography around the Black Sea Littoral. Dedicated to the lasting scholarship and singular humanity of Heinz Heinen (14 September 1941 – 21 June 2013). . Stuttgart : Franz Steiner Verlag Stuttgart GmbH, 2021. P. 25-44.

  • Статья Ivantchik A., Mordvintseva V. Introduction. Contact Zones of Europe from the 3rd Millennium BC to the 1st Millennium AD // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2020. Vol. 2. P. 217-226. doi

  • Статья Valentina Mordvintseva. Non-Urban Societies of the Crimea and Their Response to Changes in the External World (Based on the Basis of Élites from the 3rd Century BC to the mid-3rd Century AD) // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2020. No. 26.1. P. 26-82. doi

  • Статья Mordvintseva V. Prestige Goods from Élite Burials as Markers of Self-Identity and Networking of the Élites // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2020. Vol. 2. P. 257-265. doi

  • Статья Мордвинцева В. И. «Варварские» элиты Нижнего Поволжья и Подонья в III в. до н.э. – сер. III в. н.э.: опыт выявления уровней социальной иерархии // Археологическое наследие. 2020. № 1 (3). С. 259-286.

  • Статья Мордвинцева В. И. Сарматская археологическая культура: от спекулятивной модели к сетевой // Вестник древней истории. 2020. Т. 80. № 4. С. 1062-1083. doi

  • Глава книги Мордвинцева В. И. «Варварские культуры» Северного Причерноморья сарматской эпохи и методы, использованные при их изучении // В кн.: Вестник Танаиса Т. 2. Вып. 5. Ростов н/Д : Альтаир, 2019. Гл. 6. С. 60-72.

  • Статья Mordvintseva V., Trufanov A. A Female Burial with Gold Jewellery from the Ust’-Al’ma Necropolis (Crimea) Dating from the 1st Century AD // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2019. No. 25. P. 162-179. doi

  • Статья Мордвинцева В. И. K. HELLSTRÖM. Fibeln und Fibeltracht der Sarmatischen Zeit im Nordschwarzmeergebiet (2. Jh. v. Chr. – 3. Jh. n. Chr.). (Archäologie in Eurasien, 39). Bonn: Dr. Rudolf Habelt-Verlag, 2018. X, 382 S. mit 72 Abb. und 94 Taf. // Вестник древней истории. 2019. № 79/2. С. 458-464. doi

  • Статья Mordvintseva V. , Lysenko A. Metal Jewellery in the Context of a Sanctuary: Interpretation Potential. A Case Study of Eklizi-Burun (Crimean Mountains) // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2019. No. 25.2. P. 255-307. doi

  • Статья Mordvintseva V. N.I. Tel’nov, I.A. Chetverikov, V.S. Sinika, A Scythian Cemetery of the the 3rd–2nd Centuries BC near Glinoe Village. Tiraspol: Stratum plus Publishers, 2016, 1039 p. ISBN 978-9975-3148-1-7. // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2019. Vol. 25. No. 1. P. 185-196. doi

  • Статья Mordvintseva V. Sarmatian elites of the Lower Volga-and-Don region and their relations with the outside world (3rd c. BC — 3rd c. AD) // Anabasis. Studia Classica et Orientalia. 2019. Vol. 10. P. 237-275. doi

  • Глава книги Mordvintseva V. Scholarly Traditions in the Studies of the ‘Late Scythian Culture of the Crimea’ and ‘Crimean Scythia’, in: Advances in Ancient Black Sea Studies: Historiography, Archaeology and Religion. The Proceedings of the International Symposium, Constanţa, August 20-24, 2018. Cluj-Napoca : Mega Publishing House, 2019. Ch. 8. P. 179-198.

  • Глава книги Mordvintseva V. The steppe and the Roman world, in: Silk Roads: Peoples, Cultures, Landscapes. Berkeley : University of California, 2019. P. 82-87.

  • Глава книги Мордвинцева В. И. Археологические культуры «варваров» Северного Причерноморья в III в. до н.э. — III в.н.э.: критика этнической объяснительной модели // В кн.: Археология как жизнь. Памяти Евгения Павловича Мыськова. Волгоград : Сфера, 2019. Гл. 12. С. 93-98.

  • Статья Мордвинцева В. И., Лысенко А. В. Металлические украшения костюма – вотивы святилища римского времени Эклизи-Бурун (к культурной атрибуции памятника) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 4. С. 240-296. doi

  • Препринт Mordvintseva V., Reinhold S. The northern Black Sea and North Caucasus. In: C. Haselgrove, K. Rebay-Salisbury, P.S. Wells (eds. ) The Oxford Handbook of the European Iron Age. / University of Oxford. Series 1 «Archaeology». 2018. doi

  • Глава книги Мордвинцева В. И. Возможности изучения культурно-исторических процессов на археологическом материале // В кн.: Причерноморье в античное и раннесредневековое время. Сборник научных трудов, посвященный 70-летию профессора В.П. Копылова Вып. 2: Сборник научных трудов, посвященный 70-летию профессора В.П. Копылова. Ростов н/Д : ИП Истратов С.В., 2018. Гл. 48. С. 577-583.

  • Статья Мордвинцева В. И. Международная конференция Гумбольдт-Коллег «Контактные зоны Европы в III тыс. до н.э. – I тыс.н.э.» (29 сентября – 2 октября 2017 г., Москва) // Вестник древней истории. 2018. Т. 78. № 2. С. 429-434.

  • Глава книги Мордвинцева В. И. Политические элиты «варваров» Крыма и их сетевые связи в III–II вв. до н.э. по материалам погребальных памятников элиты // В кн.: Боспорский феномен. Общее и особенное в историко-культурном пространстве античного мира. Материалы международной научной конференции Ч. 2. СПб. : Издательско-полиграфический центр Санкт-Петербургского Государственного Университета промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 194-206.

  • Глава книги Мордвинцева В. И., Деваев А. С. Ранний культурный слой на верхнем плато г. Опук (по материалам разведки 2017 г.) // В кн.: Боспорский феномен. Общее и особенное в историко-культурном пространстве античного мира. Материалы международной научной конференции Ч. 2. СПб. : Издательско-полиграфический центр Санкт-Петербургского Государственного Университета промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 305-310.

  • Статья Мордвинцева В. И. Рец.: Н.П. Тельнов, И.А. Четвериков, В.С. Синика. Скифский могильник III–II вв. до н. э. у с. Глиное. Тирасполь: Stratum plus, 2016. 1096 с. // Stratum Plus. 2018. Т. 3. С. 407-413.

  • Статья Mordvintseva V., Trufanov A. A Warrior Burial from the Ust’-Al’ma Necropolis (Mid-1st Cent. AD) // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2017. No. 23. P. 42-62. doi

  • Статья Mordvintseva V. Sarmatian treasures reconsidered. Some remarks in the new book by Leo Klein // Anabasis. Studia Classica et Orientalia. 2017. No. 8. P. 292-300.

  • Статья Mordvintseva V. The Ethiological Mythos of Russian Empire and Study of Cultural Changes in the Northern Black Sea Region from the 3rd c. BC to the mid-3rd c. AD / Пер. с рус. // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2017. Vol. 23. No. 2. P. 225-249. doi

  • Глава книги Mordvintseva V. The Sarmatians in the Northern Black Sea region (on the basis of archaeological material), in: The Northern Black Sea In Antiquity: Networks, Connectivity, and Cultural Interactions.. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. doi Ch. 9. P. 233-283. doi

  • Статья Mordvintseva V. The ‘Sarmatian Animal Style Objects’ as Emblems of Power in the North Pontic Region (3rd c. BC – 3rd c. AD) // Archivum Eurasiae Medii Aevi . 2017. No. 23. P. 167-198.

  • Глава книги Мордвинцева В. И. «Крымская Скифия» и «Позднескифская культура Крыма» // В кн.: Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в.н.э.) / Отв. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева; науч. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева. Симф. : ИП Зуева Т.В., 2017. С. 15-33.

  • Глава книги Иванчик А. И., Мордвинцева В. И. Введение // В кн.: Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в.н.э.) / Отв. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева; науч. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева. Симф. : ИП Зуева Т.В., 2017. С. 7-11.

  • Книга Иванчик А. И., Мордвинцева В. И. Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в.н.э.) / Отв. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева; науч. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева. Симф. : ИП Зуева Т.В., 2017.

  • Глава книги Мордвинцева В. И. Культурно-исторические процессы в «варварских» социумах Крыма ΙΙΙ в. до н. э. – ΙΙΙ в. н. э. по материалам погребальных комплексов элиты // В кн.: Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в.н.э.) / Отв. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева; науч. ред.: А. И. Иванчик, В. И. Мордвинцева. Симф. : ИП Зуева Т.В., 2017. С. 183-212.

  • Статья Мордвинцева В. И. Рец.: Клейн Л.С. Первый век: сокровища сарматских курганов. – СПб.: Евразия, 2016. – 224 с., цв.илл. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. № 3. С. 518-523.

  • Статья Mordvintseva V., Lysenko A., Masyakin V. Female Elite Grave in the Necropolis Luchistoe-2 (Southern Crimea) // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2016. No. 22. P. 199-261. doi

  • Статья Мордвинцева В. И. Научная школа для молодых ученых «Крым в системе политических и экономических связей с Причерноморьем и Средиземноморьем»(Симферополь–Анапа, 10–13 ноября 2015 г.) // Вестник древней истории. 2016. Т. 76. № 3. С. 824-828.

  • Статья Мордвинцева В. И. Сарматы, Сарматия и Северное Причерноморье // Вестник древней истории. 2015. № 1. С. 109-135.

  • Статья Мордвинцева В. И. Социальная структура населения городища у с. Золотая Балка // Stratum Plus. 2015. Т. 4. С. 115-142.

  • Книга Archaeological and linguistic research. Materials of the Humboldt-Conference (Simferopol – Yalta, 20-23 September, 2012) / Ed. by V. Mordvintseva, H. G. Haerke, T. Shevchenko. Kiev : Stilos, Kiev, Ukraine, 2014.

  • Статья Mordvintseva V. The Sarmatians: The Creation of Archaeological Evidence // Oxford Journal of Archaeology. 2013. No. 32(2). P. 203-219.

  • Книга Мордвинцева В. И., Хачатурова Е. А., Юрченко Т. В. Сокровища древней Кубани. Симф., Краснодар : Универсум, 2010.

  • Книга Мордвинцева В. И., Трейстер М. Ю. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье 2 в. до н.э. – 2 в.н.э. Т. 1: Текст. Симф., Бонн : Тарпан, 2007.

  • Книга Мордвинцева В. И., Трейстер М. Ю. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье 2 в. до н.э. – 2 в.н.э. Т. 2. Т. 2: Каталог. Симф., Бонн : Тарпан, 2007.

  • Книга Мордвинцева В. И., Трейстер М. Ю. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье 2 в. до н.э. – 2 в.н.э. Т. 3. Т. 3: Иллюстрации. Симф., Бонн : Тарпан, 2007.

  • Книга Мордвинцева В. И., Хабарова Н. В. Древнее золото Поволжья. Древняя торевтика и ювелирное дело в Восточной Европе 1. Симф. : Тарпан, 2006.

  • Книга Мордвинцева В. И. Полихромный звериный стиль. Симф. : Универсум, 2003.

  • Книга Mordvintseva V. Sarmatische Phaleren. Berlin : Verlag Marie Leidorf GmbH, 2001.

Конференции

  • 2020

    «Géographie historique et géoarchéologie» (Париж). Доклад: Les Migrations en discussion

  • «X «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа» (Анапа). Доклад: Анализ социальной структуры населения Среднего Прикубанья в I-III вв. н.э. по материалам могильника Старокорсунский-3 (предварительные результаты)
  • «Боспор и Северная Колхида. Греческие колонии в негреческом окружении: динамика взаимодействия разнотипных обществ» (Москва). Доклад: Пространственные изменения в расположении погребальных комплексов элиты Западного Кавказа в Раннем железном веке
  • 2019

    Вторые Романовские чтения (Москва). Доклад: Сарматский звериный стиль – сфера идей и сфера вещей

  • Археология античного Боспора и Причерноморья (Ростов-на-Дону). Доклад: Сарматская археологическая культура в контексте сетевой модели
  • Историк и текст (Москва). Доклад: Инокультурные, внутрикультурные и кросскультурные артефакты как источник определения культурной самоидентичности (на примере варварских контекстов Крыма римского времени)
  • 2018

    Боспорский Феномен. Общее и особенное в историко-культурном пространстве античного мира. (Санкт-Петербург.). Доклад: Политические элиты «варваров» Крыма и их сетевые связи в III–II вв. до н.э. по материалам погребальных памятников элиты

  • Power, Status and Symbols in the Black Sea in Antiquity (Вроцлав). Доклад: Expression of Power and Status in the Barbarian Cultures of the Crimea (3rd c. BCE – 3rd c. CE) and Networking of Political Elites
  • Advances in Ancient Black Sea Studies: Scholarly Traditions and Preservation of Cultural Heritage (Констанца). Доклад: Scholarly Traditions in the Studies of Crimean Scythia and the Late Scythian Culture

  • 2017

    ΙΙΙ Международный конгресс средневековой археологии евразийских степей «Между Востоком и Западом: движение культур, технологий и империй» (Владивосток). Доклад: Мир-системный анализ в археологии на примере звериного стиля Евразии сарматского времени

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2020 г.: член редколлегии журнала «Вестник древней истории».

  • С 2019 г.: член редколлегии журнала «Ancient Civilizations from Scythia to Siberia».

  • С 2014 г.: член редколлегии журнала «Проблемы истории, филологии, культуры».

  • С 2010 г.: член редколлегии журнала «Anabasis. Studia Classica et Orientalia».

Гранты

2018-2020

Основной исполнитель проекта РНФ № 18-18-00237 «Боспор и Северная Колхида. Греческие колонии в негреческом окружении: динамика взаимодействия разнотипных обществ».

2015-2017

Основной исполнитель проекта РНФ № 15-18-30047 «Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в.н.э.)».

2006–2009

Организатор и менеджер проекта ‘Restoration of Chinese lacquer boxes found in the South-Western Crimea’, финансируемого Фондом Сумитомо, Киото, Нара, Япония.

2007–2008

Основной исполнитель проекта РГНФ № 07-01-38109а/Ю «Подготовка к публикации коллекций ювелирных изделий VII в. до н.э. – IV в.н.э. из Анапского и Таманского филиалов, новых поступлений Краснодарского государственного историко-археологического музея им. Е.Д. Фелицына».

2005-2006

Основной исполнитель проекта РГНФ «Подготовка к публикации коллекций ювелирных изделий VII в. до н.э. – IV в.н.э. из Краснодарского государственного историко-археологического музея им. Е.Д. Фелицына».

2001–2003

Исполнитель проекта ДФГ (DFG) ‘Between technical and artistic innovation and conservatism in local traditions: Toreutics works and decorative objects in the northern Black Sea region’, Берлин, Кельн, Германия.

1999

Руководитель проекта РГНФ № 99-01-00019 по изучению предметов торевтики в сарматской культуре.

Опыт работы

C 2019 г.

Доцент ФГН НИУ ВШЭ

С 2015 г.

Ст.н.с. Отдела истории Северного Причерноморья ИВИ РАН, г. Москва

С 2017 г.

Ст.н.с. Отдела классической археологии ИА НАНУ, г. Киев

2016-2017

Зав. Отделом Раннего железного века Института археологии Крыма РАН, г. Симферополь.

2001–2015

Ст.н.с. Крымского филиала Института археологии НАН Украины, г. Симферополь.

1996–2001

Ст.н.с., доцент, зам.декана по учебной работе Волгоградского государственного университета, г. Волгоград

1992–1994

М.н.с. Отдела археологии Волгоградского областного краеведческого музея, г. Волгоград

1991–1992

М.н.с. археологической лаборатории НИС Волгоградского государственного университета, г. Волгоград

 


Информация

*

  • Общий стаж: 2 года
  • Научно-педагогический стаж: 2 года
  • Преподавательский стаж: 1 год 3 месяца

Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

 

«>

«>

«>
ауд.

все книги читать онлайн бесплатно

  • Литнет
  • Екатерина Мордвинцева

Сортировать:


  • По умолчанию
  • По новинкам

  • По обновлениям

  • По циклам

  • По рейтингу

Подписка
119 RUB

Зелье с изъяном

Екатерина Мордвинцева

Когда учеба идет вверх дном… Когда приготовление даже самого простейшего зелья оборачивается морем проблем… Когда…
Да какая мне собственно разница?! Я решила ст… подробнее

В тексте есть: академия магии, ректор и адептка, академия магия приключения


В процессе: 12 Ноя
18 стр

550
120

Цена
149 RUB

Огненный цветок Алиады

Екатерина Мордвинцева, Катарина Элизабет Мароу

Когда великие земли теряют свою мощь, когда брат убивает брата, когда земля напиталась кровью и скорбью, над миром проносится мольба её матерей, теряющих в войнах ч. .. подробнее

В тексте есть: многомужество, очень откровенно, истинная пара


Полный текст
201 стр

122886
1174

Цена
139 RUB

Месть для ректора

Екатерина Мордвинцева

Если вы деспот, при этом еще и ректор – БОЙТЕСЬ! Ведь вашим адептам может прийти в голову отомстить вам за все годы обучения. А что может прийти на ум неугомонным маг… подробнее

В тексте есть: попаданка, от ненависти до любви, ректор и адептка


Полный текст
113 стр

136836
4364

Цена
149 RUB

Под чужой личиной

Екатерина Мордвинцева

Что делать в другом мире девушке, которая ничего о себе не помнит? Чтобы обезопасить себя, приходится притвориться тем, кем ты на самом деле не являешься. Что из этог… подробнее

В тексте есть: гендерная интрига, потеря памяти, попаданцы в другие миры


Полный текст
151 стр

12299
347

Цена
149 RUB

Приручить ректора. Пособие по выживанию

Екатерина Мордвинцева, Ирина Андреева

Я – заноза в пятой точке не только для всех адептов академии, но и преподавателей тоже. Вот только наш новый ректор, увы, этого пока не знает… Ну а что я теряю? Нельзя… подробнее

В тексте есть: академия магии, ректор и студентка, любовь и приключения


Полный текст
148 стр

47452
1362

Цена
139 RUB

Не чувствуя тебя

Екатерина Мордвинцева

Я потеряла не просто частичку своей жизни, я потеряла саму себя, свое второе Я. Вся моя жизнь — это череда испытаний и преодолений. Вот и сейчас для меня наступила оче… подробнее

В тексте есть: оборотни, любовь и страсть, властный герой


Полный текст
151 стр

17075
733

Цена
119 RUB

Мой сладкий соблазн

Екатерина Мордвинцева

Отправляясь на сайт знакомств, опасайся. Ведь по ту сторону может оказаться кто угодно… И порой случается так, что случайное знакомство приносит в твою жизнь глоба… подробнее

В тексте есть: от ненависти до любви, преподаватель и студентка, общение в сети


Полный текст
93 стр

151729
1214

Цена
119 RUB

Заноза в сердце

Екатерина Мордвинцева

Я не стремилась стать преподавателем университета, но так случилось. Что ж, придется потерпеть. И все бы ничего, но один наглый, беспринципный тип принял меня за сту… подробнее

В тексте есть: студент и преподаватель, любовь вопреки, учебное заведение


Полный текст
87 стр

83905
715

Цена
149 RUB

Новогоднее желание

Екатерина Мордвинцева

Загадывая желания, будьте осторожны! Ведь им иногда свойственно сбываться…
Знай я это заранее, никогда бы не стала помогать случайному прохожему. И вот теперь я жи… подробнее

В тексте есть: новый год, хэ, дракон и попаданка


Полный текст
151 стр

14790
924

Цена
129 RUB

Граф с секретом или ловушка для строптивой

Екатерина Мордвинцева

А что вы знаете о жизни после смерти? Нет, нет! Ни о той, где вас ждет рай или ад. А о той, где на каждом шагу поджидают ожившие умертвия, по дому бродят гремящие костями… подробнее

В тексте есть: попаданка, некромант, веселые умертвия


Полный текст
151 стр

39584
1513

Цена
129 RUB

Переполох в тридевятом царстве

Екатерина Мордвинцева

Когда к тебе неожиданно наведался в гости маленький чертенок, то не спеши пугаться. Ведь эта встреча может стать переломной в твоей жизни, и теперь остановить калей… подробнее

В тексте есть: попаданка в другой мир, приключения, хеппи энд


Полный текст
151 стр

1011
67

Цена
129 RUB

Моя воинственная пара

Екатерина Мордвинцева

Тоже мне нашлись вершители судеб! Замуж решили меня выдать. Щазззззз! Бегу и спотыкаюсь. Хотя… Сейчас я действительно бегу. «Куда?» – спросите вы. Главное не куда, а … подробнее

В тексте есть: любовь, интриги, попаданка


Полный текст
153 стр

33340
1524

Цена
149 RUB

Во власти инкуба

Ирина Андреева, Екатерина Мордвинцева

Вышла замуж и не помнишь об этом? Не беда! Главное не унывать.
Даже если твой муж вдруг оказался с рогами и крыльями, всегда можно найти в этом плюсы. А то, что ты сове… подробнее

В тексте есть: истинная пара, любовь и страсть, противостояние характеров


Полный текст
184 стр

30603
945

Цена
149 RUB

Достать принцессу, или Невеста любой ценой

Ирина Андреева, Екатерина Мордвинцева

Каждый отец считает свою дочь принцессой? Не знаю, у меня его никогда не было. Но, когда он появился, оказалось, что я — самая настоящая принцесса, так как он — самый на… подробнее

В тексте есть: интриги и приключения, отбор женихов, от ненависти до любви


Полный текст
165 стр

74348
1172

DeepDream: Как Александр Мордвинцев раскопал скрытые слои компьютера

Исследователь Google изучает разум компьютера.

Создано с помощью DeepDream, 2015 г.

Автор: Артур И. Миллер

Рано утром 18 мая 2015 г. Александр Мордвинцев сделал удивительное открытие. У него были проблемы со сном. Сразу после полуночи он резко проснулся. Он был уверен, что слышал шум в цюрихской квартире, где жил с женой и ребенком. Боясь, что он не запер дверь на террасу, он выбежал из спальни, чтобы проверить, не пришел ли кто-нибудь в гости. Все было хорошо; дверь на террасу была заперта, и злоумышленника не было. Но когда он стоял в своей гостиной, его внезапно «окружили десятки очень красивых идей», — рассказывает он мне. «Этот прекрасный момент наступил, когда одна идея кристаллизуется до такой степени, что вы можете начать программировать». Все сошлось. В одно мгновение он увидел то, что пропустили все остальные. Он сразу же сел за свой компьютер и начал набирать строки кода.

Эта статья адаптирована из книги Артура И. Миллера «Художник в машине».

До этого искусственные нейронные сети, предназначенные для имитации мозга и распознавания образов, были нашими слугами, добросовестно выполняя задачи, которые мы просили их выполнять, и становились все лучше и лучше в обслуживании нас. Приключение Мордвинцева в ту ночь должно было полностью изменить наше представление о том, на что способны компьютеры. Его великой идеей было спустить их с поводка, посмотреть, что произойдет, когда им дадут немного свободы, позволят немного помечтать. Он высвободил внутреннюю работу компьютера и проник в их таинственные скрытые слои. Кто бы мог подумать, что они будут выбрасывать дикие образы менее чем за миллион миль от «Звездной ночи» Ван Гога?

Мордвинцев производит впечатление сосредоточенного, напряженного. Он более расслаблен, когда вспоминает свое детство, выросшее в Санкт-Петербурге. Мордвинцев в 2010 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики со степенью магистра компьютерных наук, затем перешел на работу в компанию, специализирующуюся на морских тренажерах, использующих компьютеры для моделирования биологических систем — в данном случае коралловых. рифы. Назначенный в группу компьютерного зрения, он быстро увлекся этой областью. Компьютерное зрение — это новое изобретение глаза, обучение компьютеров видеть, разработка компьютеров, способных понимать цифровые и звуковые изображения, то есть изображения и звук. Это очень понравилось Мордвинцеву.

Прекрасная идея Мордвинцева состояла в том, чтобы спустить их с поводка, посмотреть, что произойдет, когда им дадут немного свободы, позволят немного помечтать.

Когда у Мордвинцева родился первенец, они с женой решили, что в больших городах детям не место. Именно тогда ему позвонил рекрутер Google из Цюриха и предложил ему работу там.

По прибытии он волновался. Было не так много команд, которые занимались компьютерным зрением, а он был «парнем, занимающимся компьютерным зрением». Хуже того, его назначили в команду, специализирующуюся на безопасном поиске, предотвращающем заражение результатов поиска спамом и порнографией. Тем не менее у него была возможность побродить по Google и пообщаться. Беседуя со своими коллегами по работе, Мордвинцев был поражен тем, что он узнал о силе глубоких нейронных сетей. Хотя когда-то он был настроен скептически, теперь у него был доступ к огромным хранилищам данных и самым современным машинам. По его словам, он быстро понял, насколько глубокие нейронные сети могут «по-настоящему сиять».


Наш мозг состоит как минимум из 100 миллиардов взаимосвязанных нервных клеток (нейронов), соединенных почти непонятным массивом из 100 триллионов связей. Чтобы мы могли видеть, нейроны в нашем мозгу улавливают изображения, которые мы получаем на сетчатке, и придают им форму и значение. Процесс создания изображения из мешанины зрительных впечатлений начинается в первичной зрительной коре, которая идентифицирует линии и края. Этот базовый набросок передается — как сборочная линия на заводе — в области мозга, которые заполняют форму, определяют тени и строят носы, глаза и лица. Окончательное изображение создается с использованием информации из наших воспоминаний и языка, что помогает нам категоризировать и классифицировать изображения, например, по разным типам собак и кошек.

Искусственные нейронные сети предназначены для воспроизведения деятельности мозга и проливают свет на то, как работает мозг. Сверточные нейронные сети (ConvNets), которые привлекли внимание Мордвинцева в Google, представляют собой специализированную форму, предназначенную в основном для зрения, способную распознавать объекты и выявлять закономерности в данных. Нейроны расположены так же, как и в глазу. ConvNets имеют до 30 слоев, каждый из которых состоит из многих тысяч искусственных нейронов, поэтому их называют глубокими нейронными сетями. Нейроны в каждом слое способны обнаруживать сигналы, но они гораздо менее сложны, чем нервные клетки мозга. Количество нейронов и соединений в ConvNet крошечное по сравнению с количеством нервных клеток и соединений в человеческом мозгу. На данный момент искусственные нейронные сети больше похожи на мозг мыши. Но конвейерный процесс, с помощью которого машина распознает изображение, подобен тому, как мы видим.

Чтобы обучить ConvNet, вы загружаете миллионы изображений из базы данных, такой как ImageNet, которая состоит из более чем 14 миллионов URL-адресов изображений, аннотированных вручную для определения содержимого. Регулируемые параметры сети — связи между нейронами — настраиваются до тех пор, пока она не выучит классификации, чтобы, когда ей показывают изображение, например, собаки определенной породы, она распознавала ее.

Когда вы затем показываете ему изображение и просите его идентифицировать его, ConvNet работает аналогично человеческому мозгу. Во-первых, ранние слои выделяют линии на карте пикселей, из которых состоит изображение. Затем каждый слой последовательно выделяет все больше и больше деталей, выстраивая части лиц, автомобилей, пагод, любых образов, хранящихся в его памяти. Чем глубже вы идете, тем более абстрактной становится информация. Наконец, в последнем слое все результаты анализа признаков в пикселях собираются в финальное изображение, будь то лицо, машина, собака или любое из миллионов изображений, на которых обучалась нейросеть.

Важным моментом является то, что машина видит не кошку или собаку, как мы, а набор цифр.

Важным моментом является то, что машина видит не кошку или собаку, как мы, а набор цифр. Изображение разбито на пиксели. Каждый пиксель представлен числами, которые определяют его цвет по красной, зеленой и синей шкале и его положение. Другими словами, это цифры полностью вниз. В первом слое фильтр освещает области пиксельной карты по одной, отыскивая линии и края, сворачиваясь — отсюда и термин сверточная нейронная сеть. Затем он передает этот примитивный эскиз на следующий слой. Фильтры работают одинаково на каждом слое для уточнения и идентификации целевого изображения.

Наконец, последний слой предлагает вероятности того, чем на самом деле является изображение. Если сеть попросили идентифицировать собаку, вывод может состоять в том, что вероятность того, что это собака, составляет 99,99%, а вероятность того, что это кошка, лев или автомобиль, равна количеству классов в данных, которые она обучила. на. Это то, что делает возможным обратный поиск изображений Google: Google обучает ConvNet на вашем изображении и возвращает наилучшее предположение.

До появления глубоких нейронных сетей фильтры на каждом из слоев приходилось создавать вручную, что было непростой задачей. В ConvNets они появляются как естественное следствие обучения.


Одним из первых успехов искусственных нейронных сетей стало чтение номеров на чеках. Теперь они могут распознавать лица, находить закономерности в данных и управлять беспилотными автомобилями. Большинство ученых удовлетворились этим. Незаданный вопрос заключался в том, какова логика машины? Что происходит в слоях нейронов между входным слоем, который получает идентифицируемое изображение, и выходным слоем, где появляется решение? Это скрытые слои, называемые так потому, что они не являются ни входными, ни выходными; они внутри машины. Мордвинцев стал одержим поиском не только того, почему ConvNets работали так хорошо, но и почему они вообще работали, как они рассуждали, что происходит в скрытых слоях.

Мордвинцев стал одержим выяснением не только того, почему ConvNets работали так хорошо, но и почему они вообще работали, как они рассуждали, что происходит в скрытых слоях.

Он принялся за работу, хотя эта проблема не входила в его служебные обязанности, связанные с SafeSearch. Google придерживается политики, позволяющей своим инженерам тратить до 20 процентов своего времени или один день в неделю на какой-либо другой проект, связанный с Google. Исследователи, конечно, не могут просто включать и выключать свой разум. Страсть вашего исследования остается с вами либо в вашем сознательном, либо, что более вероятно, в бессознательном уме.

Группа ученых из Оксфордского университета опубликовала документы, которые дали подсказки о том, как лучше действовать. Они объяснили, что когда в компьютер загружались изображения, пиксели, составляющие изображение, преобразовывались в числа. Чтобы выяснить, как работает ConvNet, исследователи частично остановили процесс в скрытых слоях и отрегулировали связи между нейронами в этом слое, чтобы машина увидела приблизительное целевое изображение. Они пытались выяснить, что видит сеть, что происходит внутри ее «мозга». Они обнаружили, что изображения в различных слоях, хотя и размытые, все же напоминают целевое изображение.

В том же духе Мордвинцев был уверен, что скрытые слои — это не просто черные ящики, принимающие данные и дающие результаты. Он видел их «прозрачными, но очень, очень неясными». И вот тогда, вскоре после полуночи тем ранним майским утром, все вдруг встало на свои места. Мордвинцев сел и написал код, который инкапсулировал его прорыв, что позволило ему исследовать, как работает нейронная сеть слой за слоем.

Вместо того, чтобы посмотреть, какие элементы исходного изображения содержатся в том или ином слое, а затем сгенерировать эти признаки в виде пикселей, чтобы получить приблизительное представление об исходном изображении, как это сделала команда из Оксфорда, Мордвинцев поступил наоборот. Он отправил изображение в сеть ConvNet, которая была обучена на данных ImageNet, но на полпути остановила продвижение вперед. Другими словами, он нажал на тормоза. Когда сеть все еще пыталась проверить зарождающееся ощущение, что конкретный шаблон может быть целевым объектом, он приказал ей сгенерировать его прямо здесь и сейчас.

Промежуточные слои в сети состоят из многих тысяч взаимосвязанных нейронов, содержащих понемногу всего, на чем обучалась сеть — в данном случае набор данных ImageNet с большим количеством собак и кошек. Если в целевом изображении есть, например, хотя бы намек на собаку, соответствующий искусственный нейрон в этом слое будет стимулироваться, чтобы подчеркнуть собаку. Затем вы повторяете процесс несколько раз назад и вперед и смотрите, что получается. Как говорит Мордвинцев: «Что бы вы там ни увидели, я хочу еще». Инженеры Google, по словам Джессики Бриллхарт, главного режиссера виртуальной реальности в Google, называют это «операцией на мозге». В то время как оксфордская группа пыталась реконструировать исходное изображение, великая идея Мордвинцева заключалась в том, чтобы сохранить силу связей между нейронами неизменной и позволить изображению изменяться. Как он скромно выразился: «Было много предложений о понимании нейронных сетей. Мой был очень практичным».

Довольно теории. Но что произошло на практике?

Первым изображением, которое использовал Мордвинцев, были кошка и бигль.

«Кошмарный зверь» Александра Мордвинцева, созданный с помощью DeepDream, 2015.
(любезно предоставлено художником.)

Обычно, если вы вводите это через машину, она идентифицирует и кошку, и собаку, обученную на ImageNet с ее изображениями. 118 пород собак плюс несколько кошек. Мордвинцев ввел только кошачью часть изображения и остановился на полпути к скрытым слоям, заполненным нейронами, содержащими смесь черт собак и кошек, а также все остальное, что есть в ImageNet. Результатом многократного прохождения этого изображения стал метко названный «кошмарный зверь». Ничего похожего на него никогда не видели — существо с двумя парами глаз на голове и еще одной парой на задних лапах, а глаза и собачьи атрибуты вырываются наружу по всему телу: не совсем удивительно, поскольку сеть больше обучалась на собаках. чем кошки. Фон тоже превратился в сложные геометрические узоры, сквозь которые прорвалась пара пауков. Кажется, машина увидела там пауков, хотя мы их не видели. Это было видение мира глазами машины.

Фон превратился в сложные геометрические узоры, сквозь которые прорвалась пара пауков. Кажется, машина увидела там пауков, хотя мы их не видели. Это было видение мира глазами машины.

Мордвинцев просидел до 2 часов ночи, сочиняя отчет, полный картинок, как у кота. Он применил свой алгоритм в нескольких масштабах, одновременно создавая больших и маленьких кошачьих существ, создавая изображения с фрактальными свойствами и взглядом, который можно назвать только психоделическим. Важным моментом является то, что машина производила изображения, которые не были запрограммированы в ней.

Наша человеческая система восприятия ведет себя аналогичным образом, заставляя нас «видеть» вещи, которых на самом деле нет, например, лицо на Луне, изображения в облаках или счастливое лицо в кратере Галле на Марсе, иллюзия под названием парейдолия . Сновидческие образы, генерируемые алгоритмом Мордвинцева, были почти галлюциногенными, поразительно похожими на те, что испытывают люди под действием ЛСД. Означало ли это, что искусственная нейронная сеть не была такой уж искусственной? Можем ли мы сказать, что Мордвинцев нашел способ заглянуть в бессознательное машины, в ее внутреннюю жизнь, в ее сны? Конечно, он нашел способ проникнуть в его скрытые слои.

Наконец, Мордвинцев разместил несколько своих изображений на внутреннем сайте Google, предполагая, что какое-то время их никто не заметит. «Мне было интересно, как снова заснуть, — вспоминает он.

Но в Google никогда не заходит солнце. Был поздний вечер в Маунтин-Вью, штат Калифорния, и в штаб-квартире Google кипела работа. Снимки Мордвинцева стали вирусными. Неизвестный инженер из безобидной команды SafeSearch в Цюрихе получил восторженные отзывы.


Артур И. Миллер — почетный профессор истории и философии науки Университетского колледжа Лондона. Он является автором, среди прочего, книг «Столкновение миров: как передовая наука меняет определение современного искусства» (У. В. Нортон) и «Художник в машине», из которых взята эта статья.

Александр Мордвинцев — Профиль художника (фото, видео, выставки) — AIArtists.org

Александр Мордвинцев изобрел Google DeepDream, запустив совершенно новый поджанр искусства с использованием нейронных сетей и изменив то, как мы визуализируем изображения в ИИ.

Введение:

Александр Мордвинцев увлекается эмерджентными явлениями, машинным обучением, компьютерной графикой и зрением. Он любит визуализировать вещи и известен тем, что изобрел Google DeepDream.

Работа Александра вызвала фундаментальный сдвиг в том, как мы визуализируем то, что «видят» нейронные сети, помогая нам понять, как ИИ интерпретирует изображения на основе того, что он видел в прошлом.

Избранные работы с использованием DeepDream:

Кот-отец

Одно из первых изображений, улучшенных с помощью Google DeepDream.

Одно из первых изображений, улучшенных с помощью Google DeepDream.

Мордвинцев об использовании искусственного интеллекта:

Расскажите, как вы придумали DeepDream?

  • «История того, как я изобрел DeepDream, правдива. Я очень хорошо помню ту ночь. Я проснулся от кошмара и решил провести эксперимент, который давно задумал в 2 часа ночи. Этот эксперимент заключался в том, чтобы попытаться создать сеть, чтобы добавить детали к какому-то реальному изображению, чтобы получить сверхвысокое разрешение изображения. Оказывается, добавил некоторые детали, но не те, которые я ожидал. Я описываю процесс так: нейронные сети — это системы, предназначенные для классификации изображений. Я пытаюсь заставить его делать то, для чего он не предназначен, например обнаруживать некоторые следы паттернов, которые он обучен распознавать, а затем пытаться усиливать их, чтобы максимизировать сигнал входного изображения. Для меня все началось с исследования».

Как DeepDream повлиял на общественный интерес ИИ?

  • «Думаю, важно, чтобы в этом мог участвовать каждый. Идея, которую пытается донести моя жена Яна, состоит в том, что этот процесс развития искусственного интеллекта очень важен для всех людей и каждый может в нем участвовать. В науке речь идет не о поиске ответа, а о том, чтобы задать правильный вопрос. А правильный вопрос может задать любой. То, как я повлиял на общество [с помощью DeepDream], заключается в том, что многие люди говорили мне, что они увлеклись машинным обучением и компьютерным зрением в результате просмотра DeepDream. Некоторые люди даже присылали мне электронные письма, сообщая, что они решили получить докторскую степень на основе DeepDream, и мне это очень понравилось. Даже известный художник Марио Клингеманн упомянул в интервью, что на него повлиял DeepDream».

Комментарий к Александру Мордвинцеву:

Марио Клингеманн:

  • для меня. Я до сих пор помню изображение этого странного существа, которое просочилось на Reddit еще до того, как кто-либо узнал, как оно было сделано, и понял, что нас ждет нечто совершенно иное. Когда несколько недель спустя Google наконец выпустил блокнот и код DeepDream, это заставило меня узнать много нового; самое главное, как скомпилировать и настроить Caffe (перелезть через который было очень болезненным препятствием), а также выбросить за борт свои предубеждения против Python. После того, как я понял, как работает DeepDream, я попытался найти способы вырваться за пределы территории PuppySlug. Обучение моих собственных моделей было одним из них. Одну модель я тренировал на обложках альбомов, среди которых была категория «череп». Это очень хорошо работало с DeepDream, поскольку у него была тенденция превращать любое лицо в тупицу. Другой метод, который я нашел, — «нейронная лоботомия», при которой я выборочно отключал активации. Это дало мне несколько очень интересных текстур».

Джейсон Бейли:

  • В интервью Джейсону Бейли из Artnome Бейли сказал: «В мае 2015 года алгоритм Алекса Мордвинцева для Google DeepDream намного опередил свое время… образы, которые заставили бы покраснеть Сальвадора Дали. И в течение месяца или около того он проник во все наши каналы социальных сетей, все основные средства массовой информации и даже стал доступен для всех, кто хотел создавать свои собственные изображения DeepDream с помощью различных приложений и API. Одним нажатием кнопки я превратил фотографию своей жены в причудливого гремлина с архитектурными глазами и локтями скота. А потом — «пуф» — DeepDream просто исчез. Природа искусства, созданного с помощью алгоритмов, заключается в том, что когда алгоритмы доводятся до всеобщего сведения, эффект быстро достигает точки насыщения и становится китчем. Лично я считаю, что DeepDream заслуживает более длительного срока годности, а также большой похвалы за наше нынешнее увлечение машинным обучением и искусством… Почему я так благоговею перед ранними работами DeepDream? DeepDream — это переломный момент, когда машины помогали создавать образы, абстрагирующие реальность способами, к которым люди не пришли бы сами по себе. Новый способ видеть… Я считаю, что DeepDream и искусство ИИ в целом — это эстетический прорыв в традициях пуантилизма Жоржа Сёра. И, честно говоря, описывать самые ранние изображения Мордвинцева из DeepDream как «просто кучу кошачьих и собачьих голов, появляющихся на фотографиях» так же легкомысленно, как называть Воскресенье на Гранд-Жатт «куча точек».

  • В интервью Джейсону Бейли из Artnome Бейли сказал: «Мне было любопытно, почему на многих изображениях были собачьи морды. Алекс объяснил мне, что он использовал предварительно обученную сеть под названием ImageNet, стандартный эталон для классификации изображений, который был создан примерно в 2010 году. ImageNet включает 120 категорий пород собак для демонстрации «детальной классификации». Поскольку ImageNet посвящает много своих возможностей породам собак, это вызывает сильную предвзятость в данных. Алекс отмечает, что другие применили тот же алгоритм к базе данных изображений Places Массачусетского технологического института. Изображения из базы данных Массачусетского технологического института, как правило, выделяют архитектуру и пейзажи, а не собак и птиц, предпочитаемых в базе данных ImageNet».

Learn more about Alexander Mordvintsev:

  • Alexander Mordvintsev’s website: https://znah.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *